К принятию таинства Крещения следует готовиться заранее. Прежде всего необходимо
узнать, проводятся ли при храме специальные беседы для "оглашенных"
(готовящихся принять Крещение и изучающих основы православной веры). Если беседы
проводятся, то следует их регулярно посещать.
В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие
христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни - особые, поэтому
не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы.
Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней
жизни своей души. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора,
не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико
и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.
Если есть возможность, можно соблюдать пост в течение 2-3 дней. В сам день крещения
нужно с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться
от супружеского общения.
Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно
предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к
купели Крещения до окончания этих дней. Кроме того, женщины приходят креститься
без косметики и украшений.
К началу таинства надо приходить вовремя. Необязательно креститься в воскресный
день, если в храме и в будние дни совершают это великое таинство.
Как-то раз мне пришлось помогать батюшке
во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в
крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной
с восточными чертами лица.
Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из
города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.
"Есть ли на вас нательный крестик?" - спросил у него священник. "А
зачем?" - ответил тот вопросом. "Как это - зачем? Ведь вы православный
человек?" - "Нет, я мусульманин", - последовал неожиданный ответ.
Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят
к избранию крестных родителей. Огромное большинство "кумов" не соответствуют
минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие,
не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы
считают своим долгом перед приходом в храм "принять для храбрости";
крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически
никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.
По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день
жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух
главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились
"крестные" - люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует
заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать
отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке
- только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и
другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными
одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные
родители.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника.
Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на
себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание
будет давать на Страшном Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают
их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их
чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения
обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели
младенца.
Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя
в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь
на себя гнев Божий.
Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься
и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины
входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев
губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку.
Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам
нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать,
отложив беседы на потом.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего
ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком
из храма.
Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать
"бесчинных воплей".
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления.
Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной
паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Недопустимо
ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской"
и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш").
В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко
и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет
места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить
раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти
- подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое
христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный
храм, в котором не зажигают свечей...
Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый
воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в
знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска
говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение
человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному
свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или
святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие
должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках
новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей
совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут
на крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва
Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее
маленькой.
Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей:
к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или
Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник
(канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому
святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все
заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую,
уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться,
что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята
Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой;
что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи
для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много,
и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная
жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не
освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча
полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность
- Божественная благодать.
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана
внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать
в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении".
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи,
а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии;
не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном
сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени
родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов"воина", "монаха",
"монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".
10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего",
"озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы",
"вдовицы", "беременной".
11. В заупокойных записках отметьте "новопреставленного" (усопшего
в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных" (усопших, имеющих
в этот день памятные даты), "убиенных".
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению),
молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных
в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке,
из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь
Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности.
Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым
Престолом;
На ектению - поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании
литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также
можно подать записку на молебен пли панихиду.
"Перекрестись, сынок", - негромко сказала женщина средних лет стоявшему
рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием.
И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением.
"Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а
лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.
Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное
- верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно
неправильно...
Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку,
и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху
вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной
ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.
Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий
Великий писал: "В Церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное
знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед
тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это
сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный
в малом и во многом верен" (Лк. 16, 10).
Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются
рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения
на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится,
попросту радуют бесов.
Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых
пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два
других пальца - плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына
Божия с Неба на землю (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево,
в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое,
а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной
поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест,
и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно
с крестным знамением. Делать этого не следует.
Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний
конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым
и невольно превращается в символ сатанистов.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели
и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и
осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому
изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.
Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются
на службу) и собственно звон.
Благовест - это мерные удары в один большой колокол. Он совершается
так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют
мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный),
производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим
по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.
Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола.
Он разделяется на следующие виды:
Трезвон - звон во все колокола, повторяющийся трижды после
небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии;
Двузвон - звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается
на всенощном бдении;
Перезвон - звон поочередно в каждый колокол (по одному или
несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько
раз. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на
вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и
в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения;
Перебор - медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого
до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так
повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном,
он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном
как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.
Также существует всполошный (набатный) звон очень частый, который бывает во
время тревоги.
По материалам работ священника Константина Слепинина,
клирика храма Рождества Иоана Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург)