Почти две тысячи лет в православных храмах верующие приносят Богу малую, но
угодную Ему жертву - церковную свечу. Она сопровождает православного христианина
всю жизнь - при крещении, при венчании, при отпевании. Ее возжигают, когда хотят
замолить грехи или прибегнуть к помощи Божьей, Богородицы и святых угодников.
О великом символическом значении церковной свечи, о ее многовековой истории
Как возник обычай возжигать свечи и лампады
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию
из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками
православная вера.
Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление
устроить светильник из золота чистого с семью лампадами - одно из первых, данных
Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность
Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8).
В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой
во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал
приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней
жертвы - возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты,
Господи, светильник мой", - восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). "Слово
Твое - светильник ноге моей",- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при
субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь
Иисус Христос "в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за
мирский живот и спасение", тоже совершил Пасху, то можно предполагать,
что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных
храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались
в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом
прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: "В горнице, где мы собрались,
было довольно светильников " (Деян. XX, 8).
В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками,
для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения
чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по
другой, - и главной причине, освещение имело духовное значение. "Никогда
не совершается у нас богослужение без светильников, - говорил учитель Церкви
Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак
ночи, - литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить
чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали
бы во тьме ".
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху
в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады
колодезную воду - и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим
маслом.
Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать
светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь
не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада,
знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в
новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской
Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во
время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает
всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить
свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными
предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего
благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует:
"во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при
солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под
образом чувственного света показать свет оный... Иные же сие творят в честь
мучеников ".
" Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым
сияют праведники ", - говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII
век).
Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым
иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением
фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что
"возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире...
"
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Свет в православном храме - это образ небесного,
Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру,
Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего
в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак,
сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие
света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и
неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: "Свет во тьме
светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом
того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий.
Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного,
создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала
приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной
области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и
в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного
сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни
в Царстве Божием.
Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось
для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое
значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон
достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во
время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве,
а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме
свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма
в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает
никогда: "Свет во тьме светит". Зато при праздничных и воскресных
богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние - паникадило
и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным
в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события.
Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и
составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями
верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный
Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит,
что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится
в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно
мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара
с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как
бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска
в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием
огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении
Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей - это масло плодов оливковых
деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву
Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту
человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям:
он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят
в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча
в подсвечнике ставится на
Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных
икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо
чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники
с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые
ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма
с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой
свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе - за
литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения.
Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света,
Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе
с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ
словами "Свет Христов просвещает всех ". Особое духовное значение
имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных
случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской
свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию
веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему
к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом
случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет
народ за пасхальными службами.
В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с
множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, - паникадило или паникандило.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших
размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати
светильников, паникадила - более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо
практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой
свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники,
в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и
п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней
означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных
благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу,
пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники
и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной
духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает
своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил
и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад,
стоят подсвечники с горящими свечами. "Светильники, горящие пред иконами,
означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников
нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь
есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной,
что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества
- престол огненный Вседержителя... что святые суть светильники горящие и светящиеся
всему миру своею верою и добродетелями... " (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
"Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий
всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий
души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь
неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она
в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в
Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых
к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека
в жизни... означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью,
своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас
молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную...
"
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который
в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся
о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился
Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию,
а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
"Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями
и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго,
сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны,
просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к
Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви
святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую
неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу
пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца.
- Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного" (св. прав.
Иоанн Кронштадтский).
Правило возжигания свечей в храме
Возжигание свечей в храме - это особое действо,
тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние,
сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится
одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, - как например в воскресные
дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или,
например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, - церковь выражает
свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а , или
как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка, значит многосвещники.
В величайший из христианских праздников - в светлое Христово Воскресение не
только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше
бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных
службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных,
постных - менее.
Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне,
утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы
псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество
врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как
писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности
и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и
Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми,
как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы
светильничные.
Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому,
что содержат благодарение
Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом
вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении
и молении пишет Василий Великий: "Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием
принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится ".
В пророческом стихе "Бог Господь и явися нам" прославляются два пришествия
Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе,
которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя,
что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении,
во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей,
чем на других службах.
Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение - на жертвеннике.
Затем возжигают свечи на престоле. "Горящие свечи на престоле изображают
несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим.
6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши" (св. прав. Иоанн
Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие
свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются
во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
Возжигание свечей в храме - это часть службы, это приношение жертвы Богу, и
как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением,
также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы
свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку - приходите до начала службы. Горестно видеть,
как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и
торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу,
нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу - пусть дождется окончания Богослужения, а затем,
если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других
и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан.
Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил
великое значение свеч и лампад: "Я имею... много особ, усердствующих ко
мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и
просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала
единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте
правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего
правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной
свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать
их, говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души
возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) ". А что это
не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие,
ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного
Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к
нему: "Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною
кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна
Ми есть". Так вот... почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать
в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми
иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших
".
Как мы видим, церковная свеча - священное достояние православия. Она символ
нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой ) купели,
в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся
за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках
стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в
то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от
тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся.
Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни.
Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака.
Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда
с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все
предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем
лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими
крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие
свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие
мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о 'скорби и радости. Много, много
говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Духовное значение церковной свечи - нашей жертвы Богу
Свечи, которые верующие покупают в храме,
чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений:
поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу
и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска),
его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча
есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету.
Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу
или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча - это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения
к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи
не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи
"о здравии ", "об упокоении ", об успехе какого-либо дела,
не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят
эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие
ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь,
и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу,
и молитва наша исполнится - как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия,
мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными
- точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить
другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если
в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой,
то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как
самому себе, без исполнения Заповедей Господних - не нужны наши свечи. Никто
не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей
душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его.
Его святым угодникам - угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были
подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей
заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали
врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе
их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий,
в сердце - огонь любви к Нему и к угодившим
Ему и ревность подражать им, - в таком случае будем ставить свечи и зажигать
лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего
света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь - грех и беззаконие,
что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если
бы только - ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают
не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и
беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он
не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога,
- что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое
правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках
его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога,
так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не
знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как
ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы
и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам... И
вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое
слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой
честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет,
но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо.
А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот
же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают,
что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное
заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих
свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно
продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также,
провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь
жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
" К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое;
но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете
мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты
и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше
беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, - Я отвращу от вас очи Мои.
И сколько бы ни молились, - не послушаю вас ". Вот приговор Самого Господа
Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, - значит над свечами, - когда
приносящие их не заботятся о важнейшем - об угождении Ему своею жизнью! Если
бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы
от имени Господа Бога: свечи ваши - мерзость Ми есть; постов и праздников ваших
ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий
ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств
ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и
уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша
ко Мне, - отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, - не услышу вас.
Сердце чистое - вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом
свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя
свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей
тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без
веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте
на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь
об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой.
Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут
отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь
во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой
к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим
и тогда приди и принеси дар твой. Так и должно быть. Вы приходите в церковь
засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли
истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю
Бога, а брата своего ненавидит, - ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же
виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него,
да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед
иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к
ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а
любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то
напрасна и жертва твоя Богу ".
И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться.
Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами
Храма, и ставить эти свечи перед иконами - нельзя.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего - предмет почтения, она предназначена
служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за
стенами Храма и затем принесенная в Храм - это не жертва.