Три храма села Воскресенского (статья краеведа А.Суслова)

храм Воскресения Христова
храм Воскресения Христова 2008 г.

Три храма села Воскресенского

В подавляющем большинстве случаев на месте нынешних каменных храмов стояли прежде деревянные, часто даже не один, а два – древний, следующий и уже каменный. Русь изначальная была преимущественно деревянной: дворцы, хоромы, храмы, избы – всё строили из дерева, благо оно всегда имелось под рукой, а плотницкими, строительными навыками русские мастера владели изрядно. Из-под их топора выходили такие жемчужины деревянного зодчества, которыми мы гордимся и восхищаемся до сих пор. Кстати, деревянная архитектура – это наше «ноу-хау», Византия такого не знала. Конечно, строили у нас и каменные храмы, но в крупных, «стольных» городах. Белый камень надо было еще добыть, распилить («выломать») и доставить, а кирпич – произвести (замесить, сформовать, обжечь).
Повсеместно каменные храмы стали строить в основном с середины XVIII века. Этим занимались либо помещики в своих усадьбах, монастыри в своих владениях, либо прихожане «скидывались» на каменный храм, когда деревянный уж слишком ветшал.
Примерно так происходило дело с храмами в нашем селе Воскресенском, ныне вошедшем в черту города. А поскольку и сам наш город перенял название этого села, а в конечном итоге – церкви, по которой именовалось село, то хочется поподробнее остановиться на истории храмов этого старинного села.
Упоминание о первой деревянной церкви села Воскресенского (как, собственно, и о самом селе) содержится в известной (опубликованной) Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-78 гг. Точнее, таких упоминаний четыре, так как село Воскресенское, входившее в состав Усмерского стана, в то время было поделено на четыре доли («жеребия»): одна входила в вотчину Троице-Сергиева монастыря, другая доля в качестве погоста принадлежала царю (Ивану IV Васильевичу Грозному), третьей владел дьяк Семён Фомин, а четвертой долей – другой дьяк – Олферий Григорьев.
«В Усмерском же стану вотчина Троицы Сергиева монастыря: (перечисляются владения). Жеребей села Воскресенского, на речке Молчанке: пашни худой земли 67 четьи без полуосьмины, да перелогу и лесом поросло 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена возле Москвы реки 200 копен. И всего Троицы Сергиева монастыря в живущем село, да жеребей села Воскресенского, да три деревни, а в них церковь монастырская…».
Владения монастыря, помимо «жеребея» села Воскресенского, были следующими: село Сабурово (то самое, которое «в живущем», т.е. населенное), деревни Бурникова Шилкова (современное Шильково) и Чертовская (возможно, нынешнее Перхурово) на речке Медведке, и деревня Псарево (на месте этой деревни теперь стоит комбинат «Красный строитель») на берегу Москвы-реки (напротив Сабурова). Монастырская церковь во имя св.Димитрия Солунского находилась в селе Сабурове.
Чуть ниже второе упоминание села: “В Усмерской же волости погосты царя и великого князя (перечисляются погосты – Пять Крестов, погост на речке Чернотке, Спасский погост на Москве-реке и др., всего 6 погостов – три действующих (“живущих”) и три погоста “пустых”) …В селе Воскресенском на погосте церковь Воскресение Христово, древяна, клетцки: пашни церковные худой земли 10 четьи, да перелогу 5 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по Москве реке 20 копен”.
Третье упоминание: “За диаком за Семеном за Фоминым, а преж того в поместье было за Вилимовою женою за Оленою с дочерью да за Юрьем за Ушкулем, жеребей села Воскресенского, на речке на Молчанке: пашни худой земли 54 четьи, да перелогу 100 четьи, да перелогу же лесом поросло 20 четьи в поле, а в дву потомуж, сена возле Москву реки 100 копён”.
Помимо доли села Воскресенского дьяк Семён Фомин владел еще деревнями Неверово и Березниковская, а также пустошью, “что прежде была деревнею Кашиново”.
И четвертое упоминание: “За дьяком за Олферьем за Григорьевым, что было за немецким переводчиком за Павлом Ивановым сыном, а преж того в поместье было за Федором Черемисиновым: жеребий села Воскресенского, на речке на Молчанке: пашни худой земли 54 четьи, да перелогу 120 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 100 копен”.
Помимо доли села Воскресенского дьяк Олферий Григорьев владел еще 4 деревнями, 3 пустошами да одним селищем (местом, где прежде было село).
Попробуем прикинуть общую площадь угодий села Воскресенского. Предварительно уясним систему землепользования и меры земельной площади XVI века.
Качество земли тогда оценивалось тремя степенями: добрая, середняя и худая (значение определений, думаю, понятно). Перелогом называлась необрабатываемая по каким-либо причинам пашенная земля. Если перелоги не обрабатывались достаточно долго, то они покрывались, зарастали лесом и кустарём – “и в жердь, и в кол, и в руку” (толщиной).
Система землепользования в то время была троепольной, т.е. одна треть общего поля шла под озимь (рожь, например), вторая треть – под ярь (овёс), а еще треть – под пар (т.е. отдыхала). Поэтому постоянно встречающееся выражение “а в дву потомуж” означало, что к цифре пашенных площадей надо добавить еще 2 раза по столько же.
Допустим, пашня “худой земли” составляла 50 четей, “а в дву потомуж”, т.е. к 50 надо добавить еще 2 х 50, и тогда вся площадь поля составит 150 четей.
Основной единицей земельной площади являлась десятина, равная примерно 1,08 гектара.
1 десятина равнялась 2 четям (четвертям). Мерой сенокосных угодий служила копна. 10 копён = 1 десятине. Таким образом:
1 десятина = 2 чети = 10 копён = 1,08 га;
1 четь (четья) = ? десятины = 5 копён = 0,54 га.
Более мелкие единицы: осьмина = ? чети, полуосьмина = ? чети.
Тогда жеребий Семёна Фомина составлял: (54 + 100 + 20) х 1,5 + 10 = 271 десятина ? 293 га.
Коэффициент 1,5 означает, что сначала умножаем общую сумму (пашня + перелоги) на 3 (а в дву потомуж), а потом, чтобы перевести из четей в десятины, делим на 2: 3/2 = 1,5.
Доля Алферия Григорьева в точности равнялась доле Семёна Фомина, т.е. также примерно 293 га.
Жеребий Троице-Сергиевой лавры: (67 + 15) х 1,5 + 20 = 143 дес. ? 154 га.
Доля царского погоста: (10 + 5) х 1,5 + 2 = 24,5 дес. ? 26 га.
Таким образом, общая площадь угодий села Воскресенского составляла в то время (округлённо): 293 + 293 + 154 + 26 = 766 га, т.е. была весьма обширной (например, в полтора раза больше, чем угодья села Новлянского того же времени).
В Писцовой книге 1593-94 гг., где описаны вотчины Троице-Сергиевой лавры в Усмерском стане, монастырский жеребий села Воскресенского описан уже подробнее, с указанием крестьянских дворов: “Жеребий села Воскресенского, на речке на Молчанке, а в ней крестьян 8 дворов, а бобыльских три двора, да 6 дворов да 3 места дворовых крестьянских пусты; пашни паханые худой земли 70 четьи, да лесом поросло 12 четьи в поле, а в дву потомуж, сена возле Москвы-реки 200 копён”.
Пашня немного увеличилась по сравнению с 1577 годом (за счет перелогов), но общая площадь осталась прежней – 82 четьи (70 + 12 против прежних 67 + 15). Количество дворов только в монастырской части села равнялось 20 (правда, вместе с пустующими). Если предположить, что и в других “жеребиях” число дворов составляло 10-15, то общее число их, возможно, приближалось к полусотне. По тем сложным и суровым временам это было очень большое село.
Относительно владельцев села можно сказать немногое. Дьяк Семён (Семейка) Фомин упоминается еще в документе от 12 декабря 1574 года. Поскольку у него нет родового прозвища, а назван он лишь по отцу (Фомин – сын Фомы), да еще уничижительно (Семейка), то явно это был человек из простонародья, выбившийся (видимо, был грамотным) в чиновники (дьяки).
Об Олферии (Алферии) Григорьеве, московском дьяке (возможно, они служили в одном Приказе с Фоминым), сохранилось несколько упоминаний в разных документах. Например, он упомянут в свите царя в Шведском походе 1572 года из Новгорода Великого. Последнее упоминание о дьяке Григорьеве относится к 1589 году. По всей видимости, он также был из простонародья.
Предыдущий владелец его “жеребия” Федор Черемисинов – это, возможно, царский опричник Федор Семёнович Черемисинов, дядя известного в то время деятеля Дементия Ивановича (Деменши) Черемисинова.
Невыясненными остались пока личности “немецкого переводчика” (возможно, из Посольского приказа) Павла Иванова, Юрия Ушкуля и Вилимовой (Вильямовой?) жены Алёны.
* * *
Возможно, когда-то село Воскресенское было деревней и называлось как-то иначе, а после постройки церкви по её названию стало Воскресенским. Но может быть и так, что церковь была построена сразу, изначально, а уже вокруг неё образовалось село (погост). Во всяком случае, возраст села намного больше, чем можно судить по дате первого упоминания.
Как выглядела упомянутая здесь церковь мы можем представить лишь приблизительно. Определение “древяна, клетцки” было типовым и означало, и означало, что церковь выстроена в виде клети (сруба), увенчана как правило двускатной кровлей с маковкой и крестом, имела алтарный прируб с восточной и крылечко (паперть) с западной стороны. Колоколенка (звонница) если была, то ставилась обычно отдельно. Хотя большинство сельских храмов и были такими “древена-клетцкими”, но каждый отличала какая-то деталь, особенность, узор, декор и т.д., так что абсолютно одинаковых храмов не было.
Дерево – материал хотя и живой, но, увы, недолговечный. Даже при должном уходе, ремонте деревянные храмы служили лет 200-250 в лучшем случае.
Вот и первая Воскресенская церковь к концу XVII века, видимо, обветшала (а может, сгорела, что не было редкостью). Когда точно её построили мы не знаем, ведь в 1577 году она упоминается как уже построенная и по всей видимости действующая, так как иначе было бы добавлено “стоит без пения “.
В самом начале XVIII века, в 1705 году на “намоленном месте” была возведена вторая церковь, также деревянная и с тем же названием. Сохранилась метрика этой церкви, составленная 13 февраля 1887 года. В этой метрике говорится, в частности, что она (церковь) «основана в 1705 году октября 10 дня». Дата указывает день освящения церкви. В то время в ней имелся деревянный крест с надписью: “Освятился алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Воскресения Христова Бога нашего 1705 года месяца октября 10 дня при благоверном царе и великом князе Петре Алексеевиче всея России и при епископе Никите Коломенском и Каширском”.
Приведем некоторые выдержки (пункты) из метрики 2-го Воскресенского храма.
” 6. Церковь находится в селе; основана на ровном месте при речке Молчанке.
7. По народному преданию церковь была отделена от колокольни некоторым пространством места, которое в данное время застроено отдельно”.
Колокольни (звонницы) долгое время строились у нас отдельно от храмов, на некотором расстоянии. Иногда такая звонница “обслуживала” несколько близлежащих храмов, как, например, колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля. Объединять колокольню с храмом в единое целое стали примерно с середины XVIII века. Так же получилось и с Воскресенской церковью. Стоявшая поначалу отдельно колокольня была затем соединена притвором с храмом. Продолжим цитирование метрики.
” 9. Церковь построена квадратная, до 1882 года была одноэтажная, на этом году устроена внизу другая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы”.
Заметим, что Покровский придел был затем устроен и в 3-м, каменном, храме.
” 10. Алтарь церкви с одним полукружием и состоит из 5 граней.
11. Размеры церкви: в вышину до карниза 20 аршин, в длину 26 аршин, в ширину 9 аршин”.
1аршин = 16 вершков = 71,12 см, т.е. габариты храма в переводе на современные меры выглядели примерно так: 14,2х18,5х6,4 м. Утверждение в пункте 9-м, что церковь квадратная относится собственно к храмовой её части, без притвора и колокольни.
” 13. Обшита тёсом и никакой резьбы нет.
16. Карнизы простые, из тёса.
18. Кровля железная, новая, на 4 ската, покрашена.
20. Глава одна, покрыта железом и окрашена.
21. Восьмиконечный крест, деревянный, обитый жестью, цепи есть.
Описание окон: в алтаре 3 окна, в церкви на клиросах – 2, в трапезной – 2. Размеры их (в пересчете на метры): 1,42 (высота)х0,84. Дополнительно вверху церкви были прорублены 4 малых квадратных окна размером 0,7х0,7 м.
В нижнем алтаре имелось два окна, а в трапезной на окнах установлены 4 решетки.
23. Всех дверей три: западная, северная и южная. Двери деревянные, ничем не обшитые, петли простые.
24. Паперть устроена с одной стороны.
26. Церковь как вверху, так и внизу устроена в виде квадратной палаты; алтарь от храма отделяется одним иконостасом с тремя пролётами. Трапезная устроена также в виде палаты, но отделяется от храма деревянною стеною с пролётом.
30. В церкви вверху пол одинаковый деревянный, а внизу лещадный.
Престолы и жертвенники, как в верхнем, так и в нижнем алтаре, дубовые.
37. Иконостасы нового устройства, столярной работы, окрашены розовою краской; местами позлащены (позолочены), с таковою же по местам резьбою. Царские двери резные, позлащены.
40. Клиросы простые, столярной работы, украшений нет.
50. Колокольня построена по сказанию прихожан около 1840 года, деревянная, 8-гранная. Надписей нет.
51. На колокольне все колоколов пять, из них 4 малых от 1855 г., а большой в 117 пудов ?около 1916 кг? слит в 1885 году.
52. Стены церковные окрашены краскою.
53. Можно полагать, что есть некоторые иконы, писанные в прошедшем столетии ?т.е. в XVIII веке ? русскими мастерами, записей на иконах нет. Таковые иконы суть следующие:
Смоленская икона Пресвятой Богородицы,
Святой мученицы Параскевы,
Св. пророка Божия Илии.
65. Синодик начинается с 1854 года”. Если судить по этому описанию, то церковь была по архитектуре и убранству весьма простой, скромной, “без излишеств”, о чем и сообщает последняя запись в метрике:
” 71. Художественного интереса не представляет”.
По заранее предложенным Синодом вопросам метрику составил сам священник Воскресенского храма о.Иоанн Димитриев Смирнов, о котором в конце кратко сообщается: “Воспитывался в Спасо-Вифанской семинарии, в которой окончил богословский курс наук. 56 лет ?на 13.02.1887?, священствует 36-й год”.
В том же 1887 году священником храма стал сын отца Иоанна – Родион (Иродион). Послужной список его таков. “Родион Иоаннов Смирнов, 33 лет, родился в Московской епархии, из духовного звания, сын священника, обучался в Московской духовной семинарии. По окончании в оной полного курса наук богословия в 1886 году с аттестатом 1 разряда уволен в Епархиальное ведомство. Произведен на настоящее место 29 августа 1887 года. Состоит законоучителем Воскресенской сельской школы с 1887г. Награжден набедренником 1892 г. В семействе жена Елена Павлова 30 лет, дети Мария 5 лет, Анна 3 лет”.
В 1905 году (11 ноября), когда в Воскресенском действовала уже каменная (3-я) церковь, о.Родион Смирнов был переведен в Коломну, в церковь св.Иоанна Предтечи.
Сохранились некоторые сведения о предыдущих священно- и церковнослужителях, служивших в деревянном храме в конце XVIII и до середины XIX веков.
Из Ревизской сказки за 1811 год.
Священники. 1) Василий Васильев, служил до 1784 г., уволен по старости, умер в 1801 г.
2) Яков Васильев (сын предыдущего?), служил до 1802 г., “выбыл”.
3) Максим Ирадионов, 38 лет, прежде служил пономарем Христорождественской церкви села Климова Бронницкого округа.
Диакон Иван Петров, служил до 1791 г., когда уволен по старости, умер 1806 г.
Диакон Игнат Иванов, 59 лет.
Дьячок Иван Иванов, 67 лет, уволен в 1799 году за старостью.
Дьячок Василий Власов, 41 год. По церковной ведомости 1845 года.
Священник Стефан Михайлов Добролюбов.
Диакон Иван Тимофеев Смирнов.
Дьячок Петр Федоров Добров.
Пономарь (т.е. псаломщик, чтец) Иван Иванов.

* * * К началу 1870-х годов село Воскресенское было довольно большим: 162 двора православных крестьян и 51 двор “раскольничьих” (т.е. старообрядцев). Православных было 736 душ “мужеска пола” и 835 женского (всего 1571), старообрядцев – 186 мужского и 200 женского (всего 386).
В приход Воскресенской церкви, помимо самого села Воскресенского, входили деревни Лопатино, Неверово, Федотово, Ильино, Шильково и Перхурово. Три последние существуют и по сей день, а остальные слились с городом Воскресенском, став его частями или микрорайонами.
В 1878 году, когда закончилась очередная (6-я) русско-турецкая война (1877-1878), итогом которой стало освобождение народов Балкан от османского ига, в приходе Воскресенской церкви был организован сбор пожертвований в пользу больных и раненых воинов, пострадавших в этой войне. Прихожане села Воскресенского внесли 2 рубля, Лопатина, Неверова и Ильина – 3 рубля (в сумме), остальные деревни – 4 рубля. Кроме того, 1 рубль внесла непосредственно сама церковь Воскресения Христова. Таким образом, общая сумма пожертвований составила 10 рублей. Сбор пожертвований проходил в торжественной обстановке, после Божественной литургии и “поучения” (проповеди), произнесенной настоятелем храма о.Иоанном Смирновым.
Таковые сборы проходили по всем приходам России. К концу XIX века старая деревянная церковь, прослужившая без малого уже почти два столетия, стала тесноватой для разросшегося прихода да и поизносилась, обветшала изрядно. Назрела необходимость в строительстве нового вместительного каменного храма.
Инициатором и, можно сказать, движущей силой, “пружиной” идеи постройки нового храма стал крестьянин (формально) и предприниматель (фактически) села Новлянского Яков Венедиктович Ларин. Он собирал деньги на строительство храма, заказал проект, обеспечивал стройматериалами, нанимал рабочих, утрясал многочисленные бумаги…
Проект заказали архитектору Николаю Петровичу Маркову, который до этого (в 1884 году) выстроил в нашем (будущем) районе уже одну церковь – в селе Карпове. Фамилия Марковых происходит вообще из этих мест (первым священником в карповской церкви был брат архитектора Василий Петрович Марков).
Храм начали возводить в 1891 году, когда средств на постройку было собрано всего 600 рублей. Священник о.Родион Смирнов и ктитор (староста) Яков Ларин с большими трудами продолжали добывать средства на постройку. Иногда, когда пожертвования иссякали, работу приходилось приостанавливать.
Через семь лет, в 1898 году, когда строительство храма уже близилось к завершению, средства в очередной раз закончились. Но тут, как всегда неожиданно, объявились щедрые благотворители – московский купец Чалтыков, владелец красильной фабрики в Лопатине Т.В.Кацепов, помещик В.А.Балин (из Ачкасова). Благодаря их крупным пожертвованиям к осени 1898 года храм был практически готов.
Но нужно было приобрести еще всё необходимое для освящения храма, а денег уже не осталось… Тогда фабрикант Ф.И.Демин “отстегнул” 2000 рублей, чтобы закупить всё нужное.
Торжественное освящение нового храма состоялось 1 ноября (ст.ст.) 1898 года. Вот как описывалось это событие в “Московских церковных ведомостях” (№ 50, 1898, стр.684).
” Накануне освящения было совершено торжественно местным священником посередине храма всенощное бдение; на литию и величие выходили местный благочинный, села Непецина, священник Н.Делекторский и шесть священников.
После обедни было совершено благодарственное молебствие, пред отпуском которого начальник Воскресенской станции Ф.Г.Филатов от лица местных жителей благодарил священника за труды по построению храма и в знак благодарности поднес ему икону Иверской Божьей Матери в дорогой серебряной вызолоченной с эмалью ризе; от прихожан были поднесены иконы: священнику – св. апостола Иродиона, церковному старосте – преподобного Иакова, архитектору Н.П.Маркову – святителя Николая…”.
Т.е. иконы были патрональные, соименные. К слову сказать, икона св.Иакова, преподнесенная Я.В.Ларину, сохранилась (правда, без серебряного оклада) и ныне находится в храме, первым старостой которого он (Ларин) и был. К каждой иконе прилагалась своеобразная “почетная” (благодарственная) грамота. Грамота Ларина также сохранилась. Вот её текст. “Глубокоуважаемый наш ктитор Яков Венедиктович!
В великий день освящения новосозданного каменного храма мы, прихожане, просим Вас принять в знак нашей благодарности икону соименного Вам Преподобного отца нашего Епископа Иакова.
При сем примите нашу глубокую признательность за все труды и заботы, понесенные Вами при создании храма, они были велики, как велика нужда в новом храме и мы верим, и знаем, что Вы не щадили ни времени, ни трудов, ни здоровья и плодом их явился превосходный храм. Радуясь ему, не можем не выразить своей благодарности Вам, и молим Господа, чтобы Он, молитвами преподобного Иакова, сохранил Вас на многие лета для пользы храма и на радость нашу.
Примите же Святую Икону Преподобного Иакова, как знак нашей любви и благодарности Вам и, поверьте, что память о трудах Ваших будет неизгладима в сердцах наших и детей наших вечно.
Благодарные прихожане Воскресенской церкви, села Воскресенского, Коломенского уезда. 1-го ноября 1898 года”.
Прошло всего три с половиной десятилетия и дети (или внуки) “благодарных прихожан” храм закрыли, превратив его в склад, иконостас выломали…
То же самое событие, т.е. освящение храма, “осветило” и другое издание – газета “Московский листок” (№ 306 от 3 ноября 1898 г.), в чем-то дополнившая предыдущее сообщение.
” 1 ноября, в селе Воскресенском, находящемся в 3-х верстах от станции того же имени Московско-Казанской железной дороги, было совершено освящение вновь сооруженного каменного храма в честь Воскресения Христова.
Находящаяся здесь деревянная церковь стала тесной для богомольцев, и 8 лет тому назад был заложен на средства прихожан и благотворителей новый каменный храм в честь Воскресения Христова с колокольней и трапезной, в которой устроены новые приделы в честь Покрова Богородицы и св. пророка Илии. Трапеза с приделами была устроена и освящена уже два года тому назад, а сегодня было совершено освящение главного престола. Постройка произведена по проекту архитектора Н.П.Маркова, храм красивой архитектуры и увенчан одной большой главой с вызолоченным крестом. Иконостас сделан в византийском стиле о четырех ярусах и по местам вызолочен; на иконе Покрова Богородицы находится серебряная риза, у клиросов помещены ценные металлические хоругви, а посреди храма – паникадило. Освящение и литургию совершал местный благочинный из Непецина, о. Николай Делекторский, с духовенством из окрестных сельских храмов. Настоятелем церкви о. Родионом Смирновым была произнесена проповедь. После литургии благодарные прихожане поднесли поднесли священнику, церковному старосте и архитектору, строившему храм, иконы в серебряных ризах”.
Новая церковь была трёхпрестольной, но упомянутый в заметке престол (придел) св. пророка Илии был в дальнейшем переосвящен в честь святых Жен-мироносиц.
Пока что церковь была без колокольни. Её пристроили 10 лет спустя, в 1909 году. С этого времени храм можно считать уже полностью законченным.
В 1905 году, как уже сказано, о. Родион Смирнов был переведен в Коломну, а на его место 30 ноября того же года назначен учитель церковно-приходской школы при Покровской мануфактуре Дмитровского уезда Сергей Константинов (“Московские церковные ведомости”, № 50, 1905, стр. 437). Такая ротация кадров. Учитель Сергей Константинов был рукоположен во священники и прослужил в Воскресенском храме 5 лет, до 18 августа 1910 года, когда был перемещен назад в свой Дмитровский уезд, священником в село Круглино.
На освободившееся место 7 сентября того же (1910) года был “перемещен” священник Иоанно-Златоустовской церкви села Новлянского (оно тогда относилось к Бронницкому уезду) о. Иоанн Троицкий.
О других церковнослужителях. 9 июня 1910 года на вакансию диакона был определен “отрешенный диакон Михаило-Архангельской церкви Алексий Остроумов”.
Псаломщиком в храме служил Алексий Кедров, который в 1904 году был награжден золотой медалью с надписью “За усердие” для ношения на шее на Аннинской (т.е. ордена св. Анны) ленте – за 50-летнюю службу.
Известно, что просфорницей в старом, еще деревянном храме, была Евпраксия Сперанская. В 1896 году, согласно собственному прошению, она была уволена от должности.
В 1914 году Воскресенскому храму исполнилось 5 лет (если считать от завершения постройки колокольни). Вот что сообщали «Московские церковные ведомости» (№ 19, 1914, стр.357) по этому поводу.
«Только что исполнилось 5 лет с тех пор, как стараниями бывшего священника о. Родиона Смирнова и церковного старосты Я.В.Ларина ?он был официально утвержден в должности церковного старосты с 1897 года?, на частные пожертвования сооружен великолепный храм в нашем приходе. Старанием того же старосты и настоятеля священника о. И.Троицкого, в течение этих пяти лет собраны новые средства, на которые приобретен, а 20 апреля сего года повешен новый колокол весом 315 пудов 10 фунтов». В переводе на современные меры колокол весил 5 163,8 кг, т.е. более 5 тонн. Как не прискорбно, в том же 1914 году, в феврале, церковь обокрали. Охотники за драгоценной утварью, дорогими окладами икон и прочими церковными ценностями, были всегда, не только в советское время (когда ценности просто изымали “на революционные нужды”). 1914 год, преддверие великих перемен. Скоро Россия вступит в 1-ю мировую войну и на всеx парах помчится к революциям 1917 года…
Газета “Московский листок” (№ 40 от 18 февраля 1914 г.) кратко сообщила об ограблении храма. “На днях в с. Воскресенском, Коломенского уезда, неизвестными злоумышленниками обокраден местный храм. Проникнув в алтарь, святотатцы похитили с престола 2 напрестольных креста, Евангелие и 2 дарохранительницы. В церкви взломан и опустошен свечной ящик”. Именно такого рода “святотатцы” и придут затем к власти в 1917 году…
Старая деревянная церковь, хотя и бездействовала, но простояла еще до 1922 года. Тогда, по разрешению Св.Синода, её разобрали, а из брёвен сложили дом для нового диакона. Прежний диакон скончался, а в его доме осталась проживать вдова с пятью детьми.
Но недолго действовала и новая каменная церковь. В середине 30-х годов, во время т.н. “пятилетки безбожия”, Воскресенский храм, как сотни и тысячи других храмов по всей России, был закрыт, утварь “изъята”, колокола сняты, иконостас порушен, священники репрессированы…
В здании бывшей церкви устроили склад кожсырья (кроличьих шкурок для фетровой фабрики), а затем и вовсе забросили, предоставив ветрам и дождям, и всем желающим его “добивать”. Несколько десятилетий храм оставался бездействующим и постепенно разрушался.
В 1990 году его руины вернули общине верующих. Первое богослужение после долгого перерыва состоялось 19 августа 1990 года, в праздник Преображения Господня.
С тех прошло более 16 лет, и за это время Воскресенский храм, который по существу является символом нашего города, носящего его название, воскрес, возродился вновь, как птица Феникс, во всем своем великолепии.
Настоятелем храма все эти годы был и остается о. Иоанн Безручко.

А. Суслов